Напишите сообщение

Исторический и мифологический контекст

2 из 21
Личность и ее трансформации
Джордан Питерсон
14:20
Религиозные тексты, мифы и истории, они, как часть внешнего периметра нашего общества. Они обладают очень последовательной природой и они формируют фундамент. И, на этом фундаменте находится все, что вы принимаете за данность, даже если вы не понимаете этой основы.
24:32
Скажем, вы в месте, в котором все идет своим чередом, затем, что-то происходит и это сбивает вас. Вы проваливаетесь в хаос на довольно продолжительное время и может даже никогда оттуда не выберетесь, может быть вы чему-то научитесь там внизу, возможно, вы закалите свой характер и, может, вы выберетесь где то в другом месте, в лучшем месте, у вас будет лучшая цель и будете лучше и вы.
25:31
Вода часто символизирует бессознательное, потому что вещи прячутся там и оттуда можно что-то вытащить, что-то полезное. Ужасные, чудовищные вещи, которые вы можете оттуда достать – полезные. Можно отправиться рыбачить в свое собственное Я, в поисках ответов. Этим вы занимаетесь когда пытаетесь думать. Вы задаете себе вопрос и ждете, возможно появится ответ. И откуда он берется? Вы не знали ответа пока он не всплыл и он просто появляется вот так, из ниоткуда. Кто знает, вы просто рыбачите.
28:33
Когда вы совершили ошибку, когда вы сходите со своего пути, когда вы увиливаете от того, что вы должны делать, это вызывает состояние внутреннего хаоса, беспокойства и тревоги. Вы выброшенный в неизвестность, на неизвестную территорию, в хаос. И вы не знаете что делать.
Это часто символизировано схваткой с чудовищем, с драконом, с чем-то, что живет под водой. И, я думаю, на сколько я могу судить, что причина в том, в виду того, что мы все время были животными, на которых охотятся, мы прошли через довольно суровые времена и в нашем сознании есть система, которая определяет опасности и хищников. Из-за нее дети и думают о чудовищах в темноте, потому что в темноте есть чудовища.
31:19
Неизвестность, хаос, часто представлен в виде монстра, который проглатывает вас и утаскивает вас на глубину. И, знаете, когда вы ужасно себя чувствуете вы не говорите "я на высоте", вы говорите "я на дне". Почему? Наверное потому, что внизу хуже, не на твердой земле, а в норе или вроде того. Вы прячетесь в норе и она внизу.
Вам что-то угрожает, возможно, это ваша собственная неполноценность, возможно, вам это кажется чудовищной силой, потому что ваша склонность к прокрастинации и ваша слабость характера – это и есть суть того, почему вы оказались в подземелье и это подземелье, это мифологическое подземелье, куда вы отправляетесь когда все разваливается на части. Если вы это понимаете, если вы знаете значение этого, у вас есть один из ключей, открывающих вам древние истории и вы начинаете их понимать.
34:12
Если у вас не все в порядке, а это значит что вы не получаете от мира того, что хотите, чтобы вы ни делали, что-то не совпадает между вашими убеждениями и вашими действиями, вошедшими в привычку, и что-то не так с тем, как мир отвечает вам и все складывается не в вашу пользу. И вопрос в том, что вы можете с этим поделать?
Один из ответов – исследовать себя на предмет предположений и моделей поведения, которые не работают в вашу пользу. Понять, что они из себя представляют и что с ними можно сделать. Может, вы не продвигаетесь вперед из-за страха и этот страх основывается на ужасном опыте, который вы испытали в прошлом и который вы никогда не могли понять.
Возможно один из способов склеить себя воедино и расширить свою личность ради возможности правильно жить в мире, это вернуться к тем ужасным событием и распутать их, понять и выбросить их. И, по большей части, это и есть психотерапия. Психоаналитическая, поведенческая, без разницы.
Чего вы боитесь? Чего вы избегаете? Что не можете развить?
36:19
Это Карл Юнг помог мне понять, что мы обитаем во сне, что нам приходится, так как мы не знаем всего мы должны принимать вещи как данность. И, вещи, которые мы принимаем как данность, помещены в истории и мы принимаем эти истории как действительность, а вне этих историй абсолютная неизвестность.
38:32
Это классическая история – быть наказанным за добродетель. Если вы взглянете на центральную историю христианства, она о том, кто наказан самым ужасным способом за самые высокие добродетели. Это и делает эту историю архетипичной, так как нет ничего более несправедливого. Это в каком-то смысле предел, хуже быть не может. Быть наказанным за что-то недостойное, по крайней мере в этом есть смысл, быть наказанным за то, что вы действуете правильно и вы хороший человек – это настоящее наказание.
41:09
Вы должны быть способны понимать зло и для того, чтобы понимать зло, чтобы противостоять ему, вы должны понимать злую часть себя. Потому что, если вы не понимаете, то вы наивны, а если вы наивны, то вы легкая добыча и это тоже идея Юнга.
Она в том, что частью развития личности является понимание своей тени. А тень, это те вещи о вас, которое вы не хотите признавать. О тени вы можете многое узнать, например, читая истории. Можете почитать об Освенциме, о концентрационных лагерях в России и попробовать представить себя в качестве охранника, а не вместо героя спасителя несчастных жертв, что было бы крайне, крайне маловероятно. Если вы можете представить себя как охранника, что на самом деле ужасает, вы можете понять что-то о себе.
И, я думаю, это тоже следствие чтения Юнга, что вы не сможете относиться к себе с должным уважением пока не узнаете что вы чудовище, потому что вы не будете действовать достаточно осторожно. Вы думаете "ну, я не плохой человек, я никогда бы не стал причинять вреда никому". Вы не святые, уж будьте уверены, и существует множество способов, которыми вы наносите вред другим людям.
47:20
Суть истории героя состоит в том, что то чему вы противостоите действительно опасно и лучшее, что вы можете сделать, это добровольно встретиться с опасностью. И, скорее всего, это и есть лучшее, что можно сделать, потому что это центральная история человечества.
51:30
Что странного в фениксе, так это то, что он бессмертен. Но, в очень странном смысле. Он живет сто лет, стареет и однажды он сгорает в пламени и превращается в яйцо и потом появляется новый феникс. Это символ трансформации.
Птица – это дух или психика.
60:39
Когда мои пациенты приходят ко мне, то одна из вещей, которую я часто спрашиваю, это: допустим, если взглянуть на год вперед, чего вы хотите, к чему стремитесь, ваша жизнь такая как вам хотелось бы, как бы она выглядела если бы была такой? Как вы хотите хотя бы отчасти? И мы стремимся к этому, мы ищем препятствия, психологические препятствия, страхи, стратегии избегания и тому подобное. И мы разрабатываем стратегии и двигаемся по направлению к этому, я бы сказал, идеалу.
67:43
Ваша система ценностей определяет направление вашего восприятия.
67:52
Буддистская идея: люди живут в чем-то вроде иллюзии и иногда эти иллюзии могут вызывать страдания; тогда они могут трансформировать то, как они смотрят на мир и это может избавить их от страданий.
Но, идея того, что вы живете в иллюзии, я точно не знаю иллюзия ли, но вы определенно живете внутри рамок восприятия определенных вашими ценностями. Это очень странно, потому что обычно мы не думаем о мире как о чем то, что раскрывает себя через наши ценности. Конечно, это происходит потому, что вы смотрите на то, что вы хотите, вы стремитесь к тому, чего вы хотите и как только вы нацелились, мир выстраивается перед вами. Это то как работает восприятие
69:29
На чём бы вы ни фокусировались, этим управляют вашей ценности, а иногда, это происходит бессознательно, очень многое из этого бессознательно, потому что очень сложно контролировать свой фокус на чем-либо. Вы знаете как это.
Бывает, вы пытаетесь учиться, читаете что-то скучное, ваше внимание улетает куда угодно, вы бы лучше под кроватью пропылесосили, чем продолжили бы это читать, вы никак не можете ухватиться за то, что нужно. Потому что ваше внимание автономно.
Это еще одна психоаналитическая идея. Вы думаете, что владеете собой. Серьезно? Вы когда-нибудь пытались заставить себя что-то сделать? Ну, и как все прошло?
Это центральный тезис Фрейда: есть автономная группа духовных действующих сил, скажем так, личностей и они не особо то друг с другом ладят. Вы Эго и вы совсем не обязательно стоите во главе.
70:52
У вас есть точка А, вы направляетесь в точку Б. И вы всегда так делаете, вы существуете в системе ценностей, в ней есть переменные. Точки А и Б могут меняться, но сама структура остается прежней.
Когда вы смотрите на мир, то видите не объекты, вы видите инструменты и это радует вас, потому что они поспособствуют вашему продвижению вперед. Так же, вы видите препятствия и это вас не радует. Когда вы натыкаетесь на препятствие, то одна из проблем – вы не можете попасть туда куда хотите.
Но, есть другая проблема.
Если вы столкнулись с препятствием, то проблема может быть в вашей структуре. Сложно понять, может вы встретились с чем-то, что можно легко обойти, а может, это фатальный просчёт во всем вашем плане и природа препятствий, она двойственна, они встают у вас на пути, так же, могут разрушить ваш план, поэтому они могут провоцировать тревогу.
77:00
Если говорить о о способе устройство нашей психики, и это идея Юнга, идея об архетипе, то быть человеком значит принимать участие в определенной системе существования. И эта модель существование выражается в действиях, социально, индивидуально.
Но, также, это часть вашей структуры, даже структуры вашего восприятия как живого организма, конкретно вашего типа и это приводит к тому, что героический миф, который гласит "отправляйся туда где никто ещё не был, ты должен встретиться с ужасами неизвестного, возьми что-нибудь ценное и вернись" – это центральная история человечества. Не единственная центральная история, но точно входящая в первую тройку.
Множество из тех драм, в которое вы себя вовлекаете – это вариации этой истории и вы пересматриваете их раз за разом.
82:23
Все из нас жертвуют значительную часть своей индивидуальности общему образу жизни. В этом есть тиранический элемент, но, в то же время, основа взаимодействия и стабильности общества.
84:36
Юнг, в частности, осмыслил путешествия в подземелье как путешествие в бессознательное. И бессознательное для психоанализа – это пространство фантазий и снов и врожденных предпосылок и привычек.

На мой взгляд, большое различие между психоаналитиками и более поздними эмпирическими учеными в том, что психоаналитики как бы представляют себе вашу психику как место где находятся живые части личности, они когнитивные вычислительные системы, они принимают во внимание тот факт, что вы живы и что отдельные ваши части тоже живые.
88:13
Многие, но не все люди страдающие от посттравматического расстройства, особенно связанные с полем битвы, получают его из за того, что они сами сделали, а не из-за того, что увидели или что случилось с ними. И об этом стоит подумать.

В людях есть много очень ненормального потенциала и в нормальных обстоятельствах вы его не видите, просто потому, что обстоятельства обычные, и отчасти, это причина того, почему нам нравится, когда обстоятельства нормальные, именно в том, что тогда мы не видим те стороны людей, которые мы не хотим видеть. Это стоит знать, потому что поэтому люди идентифицируют себя со своей культурой, поэтому им нужна культура.

Например, некоторые теоретики думают о культуре как о механизме, который тормозит тревогу. Они подходят к ней психологически, как-будто это то, что находится у вас в голове, она придает смысл событиям, останавливает вас от погружения в хаос и защищает от страха смерти. Но, это неверно. В этом есть немного правды, но это не то, чем является культура.

Культура – это набор основанных на ценностях предположений, благодаря которым вы ориентируете себя в мире, которая соответствует набору определённых предпосылок, которым каждый человек в вашей культуре владеет и которой он выражать свои действия.
Это значит, что когда вы во что-то верите и вы среди своих людей, вы верите во что-то безоговорочно, через это вы смотрите на мир и выражаете это в своих действиях. Все ожидают, что вы будете действовать таким образом. Они рады когда вы так поступаете потому, что есть соответствие между тем что вы видите, что вы делаете и что другие от вас ожидают, именно это соответствие регулирует ваши эмоции. Это не мировоззрение, это соответствие.
И, отчасти, причина того, что люди так связаны со своей культурной идентичностью в том, что их культурная идентичность регулирует их эмоции на очень глубоком уровне.
91:29
Хорошие вещи делает вас счастливее, а плохие делают вас менее счастливыми. Это настраивает вашу нервную систему. Если вы в самом низу иерархии, если вы проигрываете, то почти ничего не радует вас и почти все вокруг раздражает. И неудивительно, там внизу не очень-то хорошо.
Структура общества, которое является усложненной иерархией доминирования, регулирует ваши эмоции из-за соответствия между вашими ожиданиями и поведением людей в этой структуре.
93:07
Хаос – это странная взаимосвязь хаотичного мира и хаотичной личности.
96:43
Зачастую, моя работа как терапевта заключается в том, чтобы помочь людям заставить их жизнь работать.
97:17
Никто не может жить без рутины. Если у вас нет своей рутины, крайне рекомендую, чтобы вы себе такую завели, потому что вы не можете быть психически здоровы без определенного распорядка дел.
111:11
Говорят "мать природа". Я очень долго разбирался с этим. Почему природа женского рода? В мифологических репрезентациях это невероятно распространено. Вы не думайте об отце природе, вы думаете о матери природе. Почему?
Природа создаёт новые виды, это по женской части и природа выбирает. Это определение природы с дарвинистской точки зрения.

Природа – это то, что выбирают женщины, выбирают они.

Отчасти, по этой причине гораздо больше мужчин, чем вы могли бы подумать, огромное количество мужчин, ужасно боятся женщин. Потому что быть отверженным женщиной, как романтическим партнером, значит быть классифицируемым как мало приемлемая форма жизни, нет никакого смысла давать им размножаться. Так что это самое самое главное отвержение. И у меня были дюжины пациентов и мне писали очень многие люди, чья основная проблема была в том, что они так боятся женщин, что не могут даже подойти к ним.
123:26
Если женщина на изображении смотрит прямо на мужчину, то это запустит активацию основной системы поощрения. Кокаин запускает ту же реакцию и тоже делают спортивные автомобили, особенно красные спортивные автомобили с плавными изгибами.
Поэтому, так часто можно увидеть привлекательную женщину сидящий на красной машине с плавными формами в какой нибудь рекламе. Потому что если там, скажем, реклама пива, то все идеально, это основные представления о награде и они создают влечение.
#конспекты

#можнотак

Made on
Tilda