Напишите сообщение

Введение

1 из 21.
Личность и ее трансформации
Джордан Питерсон
2:10
Человеческая личность, в общем, непостижима. Люди невероятно сложные и мы живем внутри систем которые также невероятно сложные.
Вариантов связей между нейронами в вашем мозге больше, чем субатомных частиц во всей вселенной, гораздо больше. Можете почитать Джерарда Эдельмана, чтобы подробнее узнать об этом. Таким образом, мы вполне можем сказать, что вы – это самое сложное из всего нам известного и вероятность того, что вы сможете познать себя хоть в какой-то полноте очень низкая.
3:51
Теория личности – это гибридная дисциплина. Она отчасти принадлежит к естественным наукам, отчасти к техническим и клинический элемент скорее относится к инженерной области, потому как инженеры занимаются тем, что пытаются что-то создать. Они делают так, чтобы что-то произошло и они черпают информацию из теории и суть все равно заключается в том чтобы что-то построить.

Многие из теоретиков о которых мы будем говорить, они пытаются что-то построить и они имеют дело с очень, очень сложными концептуальными проблемами, потому что они пытаются лечить психические расстройства, либо даже несчастья, пытаются создать здоровье.
И проблема этого в том, что не просто определить, что такое психическое расстройство с научной точки зрения.
И, что является здоровым психически, а что нет, отчасти является предметом общественного осуждения, и отчасти является социальной конструкцией, и отчасти имеет отношения к нормам, отчасти к идеалам. Ведь можно также сказать, что быть здоровым – значит быть нормальным, но также, можно сказать, что быть здоровым, значит быть идеальным.
А, затем, мы сталкиваемся с проблемой осмысления что есть идеал и, совершенно не очевидно, что наука способна осмыслить, что есть идеал. Ведь идеалы склонны попадать в категорию моральных или, скажем, философских суждений, а не научных понятий как таковых.
6:13
Когда вы общаетесь с другими людьми вы неизбежно говорите им, чего вы хотите от них, а чего нет. Когда они дают вам то, что вы хотите и что вы цените, вы отвечаете им положительно, вы уделите им внимание, улыбаетесь им, вы фокусируете на них свои мысли, вы взаимодействуете с ними и вознаграждайте их за то, что они ведут себя определенным образом.
А когда они отвечают не так, как вы бы хотели, вы наказываете их взглядом или отворачиваетесь, или отказываете им в дружбе, или, будучи ребенком, отказываетесь играть с ними.
И, таким образом, мы вовлечены в совместный процесс создания личности, нашей собственной и других людей.
Все это поднимает один важный вопрос: чем именно мы все коллективно пытаемся быть?
7:17
Я думаю, каждый из вас имел опыт, когда вы не достигали идеала. Идеала который вы определили для себя или который другие определили для вас. Я думаю, вы все испытываете негативные последствия того, что вы не достигли этого идеала.
Как объяснил бы Фрейд, это Супер Эго навязывает свои суждения Эго. Вы – это Эго, а Супер Эго – это гибрид, как я думаю, гибрид внешних сил, но также и вашего усвоения этих суждений и сил.
11:54
Большая пятерка была создана таким образом: на протяжении около 50 лет специалисты и психологи личности сначала собирали все прилагательные английского языка, используемые для описания людей, все прилагательные, которые смогли собрать, а затем подвергли их процессу, который называется факторный анализ.

Факторный анализ позволяет статистически определить, в некотором смысле, насколько прилагательные похожи друг на друга.
Если дать 1000 человек список прилагательных которыми они могут описать себя и одно из этих прилагательных "счастливый", а другое "общительный", то мы увидим, что те, кто поставил себе высокий балл по показателю "счастливый", также высоко себя оценил и по показателю "общительный", а те, кто оценил себя низко по показателю "счастливый", также поставили низкую оценку по показателю "общительный". И, смотря на то, как соотносятся эти показатели можно определить, что является основными измерениями человеческой личности.
Одно из этих измерений можно грубо описать как счастье – это экстраверсия.

Второе измерение – склонность к неврозам, это измерение отрицательных эмоций. Если спросить человека есть ли у него тревога и он поставит себе высокую оценку по этому показателю, скажем по шкале от 1 до 7, то он также высоко оценит другой показатель – грусть. Таким образом получается, что отрицательные эмоции тянутся друг друг, так что люди которые испытывают одну из отрицательных эмоций будут иметь склонность больше испытывать все из них.

Есть еще одно измерение, которое называется "доброжелательность". Доброжелательные люди склонны к самопожертвованию, они умеют сопереживать и они вежливы. Если вы имеете дело с доброжелательным человеком, они не любят конфликтов, они заботятся о других людях. Если вы имеете дело с доброжелательным человеком, то он с большей вероятностью будет ставить ваши интересы выше своих. Они любят сотрудничество, а не конкуренцию.
У женщин доброжелательность выше, чем у мужчин во всех культурах, включая те культуры, которые зашли наиболее далеко в построении равных социальных условий, как Скандинавия, например, гендерные различия в личности там выражены сильнее чем где бы то ни было.

Следующая черта – добросовестность. Добросовестность – это отличная черта если вы хотите преуспеть в учебе и в работе. Особенно, если вы менеджер или администратор. Нельзя сказать что мы много понимаем о добросовестности. Добросовестные люди прилежны и трудолюбивы и дисциплинированы.
Кстати, дисциплинированность склоняет их к консерватизму в политике, потому что, как выяснилось, ваш устроенный характер, ваша встроенная личность, которая создает набор фильтров, сквозь которой мы видим мир, также изменяет способ которым мы обрабатываем информацию и влияет на то как мы голосуем.
15:42
Вы должны выработать способы по упрощению мира, потому что вы не можете делать все. Поэтому, люди приобретают специализацию. На все специализированные ниши, которые мы занимаем, можно также представить социальные ниши.
Ниша – это место в котором конкретно ваши навыки будут обеспечивать вас.

Таким образом, если вы экстраверт, вы будете искать социальную нишу, потому что вам нравится быть среди людей. Если вы интроверт, вы будете проводить больше времени в одиночестве. Таким образом, если вы интроверт, то вам больше подойдет работа не связанная с продажами и где вас не будут все время окружать группы людей заставляющих вас общаться с ними, потому что такая работа вымотает вас. Если вы экстраверт, то это именно то что вам нужно. Таким образом, экстраверт видит мир как место полное возможностей для общения, а интроверт видит его как место откуда надо уйти и побыть одному.

Как выяснилось, обе эти модели жизни обоснованы и вопрос в том, по крайней мере до некоторой степени, удастся ли вам связать ваш характер с требованием окружения, а еще, как я полагаю, в том, повезет ли вам родиться в эпоху обладающую нишей для конкретно вашего характера, потому что это вовсе не гарантировано.
18:20
Мы знаем очень мало о дисциплинированности. Похоже, что она связана, как ни странно, с чувством отвращения, что не особо удивительно по моему мнению. Если взять дисциплинированного человека и поместить его в грязную кухню, то его реакцией будет отвращение и все, чего он будет хотеть, это привести все в порядок, все убрать и почистить. Дисциплинированность очень изменчива и, как я уже сказал, дисциплинированность ведет к консерватизму в политике.
20:17
Одна из моих рекомендаций вам, как студентам, в течение этого курса и может любого курса, говоря трудолюбие, придумайте план наступления на курс и используйте ежедневник. Если относиться к обучению в университете как к полноценной работе, вы с большей вероятностью преуспеете, если будете читать литературу для курса и не задерживать эссе и все прочее. Вы с намного меньшей вероятностью впадете в отчаянии если будете отставать от остальных. Использование google календаря или чего-то похожего для планирования всего семестра в начале семестра, может оказаться очень полезным, особенно если вы не особо трудолюбивы, потому что это поможет вам сохранить ритм.
22:24
Также, вы намного лучше будете запоминать материал, если вы будете учиться, а затем спать, затем опять учиться и затем спать. Потому что тогда вы переключаетесь.

Также, намного выше вероятность запомнить, если вы будете пытаться вспоминать материал. Так что, выделение цветом и все в этом роде не особо помогает, но если прочитать, закрыть книгу и попытаться просуммировать прочитанное, не открывая чёртову книгу, это будет полезно. А причина этого в том, что вы тренируетесь запоминать и это нужно развивать. Если вы тренируете навык запоминания, то при этом вы должны развивать навык запоминания. Не надо просто повторять одно и то же по сто раз, это бы сработало для опознавающей памяти, но не для воспроизводящей.
23:09
Открытость – это черта, определяющая творческие способности. Она, также, связана с интеллектом.
Творческие люди более склонны к либерализму в политике, они любят все новое, любят эстетику, любят художественную литературу, кино, искусство, поэзию. В них есть что-то, что наделяет их чувством эстетического вкуса и это врожденное качество. Нельзя сказать, что каждый одарен в какой-то области, это не так.

Мы использовали анкету творческих достижений. Она покрывает 30 видов творчества: писательство, танцы, актерская игра, научные исследования, предпринимательский талант, архитектура, кулинария, ... было еще несколько, пение и так далее. И похоже, что мало людей могут иметь способности в этих областях. Мы просили людей поставить оценки по шкале от одного до десяти по уровню их достижений в этих сферах творчества, при этом 0 означает "не имею опыта и достижений в этой сфере творчества" и 70% людей поставили 0 по всем параметрам в анкете творческих достижений.
Маленькая часть людей резко выделяется на фоне остальных и они одарены во многих сферах сразу, исключительно одарены.

Оказывается, что мы можем отследить одну и ту же модель которая называется распределение Парето, когда большинство людей находятся у 0, а малая часть с огромным отрывом опережает их в творческих способностях.
26:10
Меня потрясла одна вещь и, кстати, это одна из причин по которой я критикую психоаналитиков и клинических психологов вообще, хотя их очень уважаю. Я сказал бы, что стоило бы слушать, что они говорят.

Это то, что не очевидно, что ваша личность находится внутри нас.
Вы думаете человек это странная многоуровневая система и можно задаться вопросом, является ли ваша мама в большей степени частью вас, чем ваша рука или, скажем немного точнее, является ли ваш ребенок в большей степени частью вас, чем ваша рука. Все люди без всякого сомнения пожертвуют собой ради жизни своего ребенка, каждый из вас личность и вы являетесь суммой составных частей из которых и складывается личность, не все из которых можно увидеть просто посмотрев на человека.

Все эти сложные механизмы внутри вас, благодаря которым вы такие какие есть, но и в окружающем вас мире вы включены в работу всевозможных сложных систем, вы являетесь частью семьи, а семья является частью сообщества, сообщество является частью провинции, а провинция государства, она является частью объединения государств, это все входит в состав экосистемы.

Как провести границу между собой и системами в которые мы встроены?
29:09
Далеко не у всех и не всегда семья, это люди с которыми приятно рядом находиться. Люди очень зависимы и существа, у нас очень длительный период несамостоятельности, отчасти из-за того, что кора наших больших полушарий настолько гипертрофированно, что огромное количество времени занимает процесс нашего программирования, чтобы мы хоть приблизительно были в состоянии передвигаться самостоятельно. Из-за этого само собой формируются тесные семейные узы в которых мы все отчаянно нуждаемся. В конце концов, кто же хочет жить в одиночестве?

Но, это также подвергает нас опасности оказаться в состоянии семейной патологии, которая иногда может длиться не одно поколение. Мне не было очень очевидно во время приема пациентов, что главная проблема пациента не всегда в самом пациенте, иногда главная проблема в семье и, возможно, этого человека просто назначили корнем проблемы.

Изначально эта идея Фрейда об эдипове комплексе, что человеку очень просто попасть в ситуации чрезмерной зависимости от родителей, а родителям создать такую ситуацию и тогда важнейшей задачей для развития личности станет фактически освобождение от влияния вредоносных факторов внутри семьи, чтобы быть способным существовать в качестве самостоятельной личности.
31:06
Одним из критериев правильного психического развития является формирование личности способной действовать самостоятельно. И это, можно сказать, негласный идеал, который лежит в основании клинических взглядов старых теоретиков, которые считаются классикой в психологии.
32:31
История героя – это еще один базовый элемент клинических теорий. Он построен на идее, что мы учимся посредством добровольного контакта с тем, что вызывает у нас страх или отвращение. И, это, краеугольный камень психоаналитической теории
33:04
Отличительной чертой клинических теоретиков является то, что они думают, что в границах нашего опыта, можномпредставлять это как опыт снаружи, в окружающем мире или опыт внутри бессознательного, внутри этого лежат грязные секреты и скелеты и жуткие застарелые страхи и последствия унижений, воспоминания о патологическом поведение и трусости, которые не дают нам развиваться, видимо из-за того, что мы стараемся избегать их.
И процесс психоанализа – это и есть осторожная встреча с этими забытыми и подавленными элементами вашего Я, в надежде, что встреча лицом к лицу с ними позволит вам искупить их и объединить их с остальными частями вашей личности, и в результате это сделает вас сильнее.

Я бы сказал, что это один из способов, как люди учатся. Еще поговорим об этом связи с Пиаже.
Ведь вы всегда учитесь, когда вы ошибаетесь, что очень раздражает. Чему мы можем научиться когда мы все делаем правильно? Вы передвигаетесь по миру, что-то делаете в мире, у вас есть свои представления о желаемых вариантах развития событий, вы всегда смотрите на мир через призму желаемого для вас развития событий, вы действуете, чтобы желаемое для вас варианты развития событий осуществились. И когда это происходит, вы счастливы, потому что, во первых, вы получили то, что хотели и это хорошо. Но, также, это хорошо потому, что если мы получаем желаемое в результате наших действий получается, что способ которым мы действуем работает.
Такой результат показывает, что в вашем способе действий нет ошибок.

Часто так бывает, что когда вы действуете тем или иным образом в попытке получить желаемое, вы не получаете этого и вам неприятно, потому что вы не получаете желаемого, но еще вам неприятно потому что это намекает вам, что способ которым вы привыкли осмысливать окружающий мир неверен на уровне, которые вы не можете определить.

Например, если вы рассказываете шутку на вечеринке вам кажется, что людей это интересует и когда люди их услышат они засмеются. И, вот предположим, вы рассказываете шутку и никто не смеется или хуже того, ваша шутка оскорбляет людей или вызывает отвращение. Тогда это выбьет вас из колеи отчасти потому, что вы не получили того что хотели и неудивительно, что то неправильно и в том как вы оцениваете ситуацию и тогда у вас возникает проблема. Проблема в появлении некой области неизвестного.
В чем заключается ваша ошибка?
Может у вас не такое уж и хорошее чувство юмора как вы думали и это может оказаться большой проблемой.
Может быть ваш круг общения состоит из людей которые не являются теми, кем вы думали.
Может вы не нравитесь им так сильно как вы себе представляли.

Это я к тому, что потенциал развития различных все более и более параноидальных мыслей, которые начинают лезть вам в голову возле даже самые заурядные социальной оплошности с вашей стороны весьма широк и когда вы допускаете такую оплошность, надо принять ее и выявить все возможные варианты, чтобы вы смогли понять, что именно вы сделали не так и как сортировать это, чтобы в будущем вы не совершали ту же ошибку.

И для этого нужно в каком то смысле то, что мы можем описать как путешествие в чрево зверя. Зверь здесь, это место где все пошло наперекосяк, где все захлестывает негативные эмоции и хаос и непонимание. Это история о путешествии в подземный мир и герой, этот человек, который добровольно идет в подземный мир, чтобы обрести то, что лежит там и чахнет.
И это основной мотив теории психоанализа. Я бы сказал, что это в какой-то степени, основной мотив в клинической практике.
37:19
Потому что одна из вещей которыми вы занимаетесь будучи клиническим психологом, это поиск того, чего люди боятся, чего они избегают. И это может находиться в их прошлом или их настоящем или их будущем. Разбивание этого на более малые части и помощь людям в разработке стратегии того, как подступиться к ним и справиться с ними, и это улучшит качество их личности и поможет им развиться в людей которые не будут совершать те же ошибки снова и снова.
37:56
Вы спросите, зачем так много инструментов?
Я сказал, что в каком-то смысле, чтобы быть специалистом по психологии личности, это как быть инженером.
Вы пытаетесь построить лучших людей и можно сказать, что если вы плотник или механик, то ваша способность починить транспортное средство или построить дом зависит от вашего мастерства в обращении с тем или иным набором инструментов. Чем больше у вас в распоряжении инструментов, тем больше вероятность, что вам удастся все сделать правильно.
38:54
Из того, на что вы опираетесь в жизни, нет ничего более важного для достижения успеха, по мере продвижения по жизни, чем ваш характер и ваша личность. Вы проявляете их в любой ситуации и чем более вы осознанны по отношению к себе и к другим, чем лучше вы понимаете людей, чем глубже вы понимаете природу своего собственного существования, тем больше вероятность, что вы будете продвигаться по жизни таким способом, благодаря которому вы будете испытывать наслаждение от того, что вы существуете.
40:38
С моими пациентами я использую подход 1-го теоретика для одного пациента, а другого теоретика для другого пациента.
Вообще, мне кажется, что это в какой-то степени зависит от характера пациента.

Например, я обнаружил, что люди у которых очень развита открытость, а это измерение включающие творческие способности, легко поддаются подходом Юнга. В то время, как люди более практичные и добросовестные и с низким показателем открытости намного лучше поддаются бихевиористического подходу.

На самом деле, мы не так еще и много знаем о психологии, чтобы подбирать тип лечение под характер, но такое в моем опыте встречалось.
#конспекты

#можнотак

Made on
Tilda